Поиск

История с Попкорном

Пост обновлен янв. 31

" - Шире, Дима! Ярче!! Наглее!!! Без хамства только.", напутствует режиссер перед выходом на сцену.

Задача для меня сложная, нужно удержать яркость и громкость все 2 часа. Прокручиваю внутри все действие, фокусируюсь на финальном монологе. Завожусь. Нет, каждая фраза, каждый жест не могут быть в пол-накала. Именно сегодня не могут.

"- Ну, ты это, побереги связки, тебе играть еще вечером.." - уже после прогона успокаивает меня довольный Дима.


#тыактёр?

2021г. Январь. Пьеса Бена Элтона "Попкорн"

Задача - шокировать зрителя, напугать, соблазнить и заставить его думать - в нашей инсценировке стала "ХардКорном" ...

...со всеми вытекающими...

Играем в Доме Высоцкого, в дни его и моего дней рождения. И для меня это первый опыт повторного выступления в одной постановке.

Лет 10 назад впервые увидел здесь своих друзей на сцене. Все внутри замирало, когда представлял себя на их месте. " Не сможешь ты так" - пульсировало внутри - "Даже не суйся!"...Все же "сунулся" в 2018-м. Я об этом уже писал тут: https://www.mustaev.org/post/tango.

"Дима" - это Дмитрий Капранов, создатель и руководитель школы PostDrama.

https://post-drama.ru/o-shkole/ .

Отучился тогда у него в "Отражении" и закончил со сценой, как думал тогда. А в 2020-м, в феврале, он прислал мне текст пьесы Бена Элтона "Попкорн".

"Посмотри", говорит. Зацепило меня, пришел на репетиции. Начал слушать себя и думать. И, уже перед самой изоляцией из-за вирусной пандемии понял, что хочу сыграть это, хочу со сцены сказать эти важные слова в финале. Хочу пережить эти трансформации из маньяка в трибуна, ярко поднять вопросы о причинах насилия в искусстве и обществе.

Из-за вируса и летних каникул репетировали в ZOOM, сам проект растянулся почти на 1 год.

"Где я (психолог и медитатор), а где этот маньяк (психопат и убийца)?!" - порой спрашивал себя, когда всё не клеилось. И успокаивал себя:

"Ну, Орфей же за чем-то спускался в ад. И Христос для чего-то бил торговцев в храме. И тебе, может, пора. А то высокие вибрации станут привычной иллюзией, а за окном процветает беззаконие и деградация."

И раз за разом один и тот же текст на бумаге раскрывал все новые смыслы. А неточности перевода с английского уже не могли скрыть глубину материала, его социальную остроту.


#знаки

За месяц до премьеры с помощью всплеска неконтролируемых эмоций и велосипеда на скользких трамвайных путях обзавелся гипсом на левой руке, что пикантно дополнило образ безбашенного маньяка-убийцы.

#прочтоэто

Когда появилась возможность сыграть в декабре 2020-го, рвался уже в первый состав. Снял гипс с руки раньше срока, сменил на манжетку. Дима перебрал мои сценки под работу одной рукой.

Играли 21-го декабря в "Жар-птице". Зрителей мало. Редкая рассадка в зале. Волнения не было. На просмотре видео увидел, насколько не хватало ровной громкости по ходу выступления. Конец года, усталость от неопределенности, непривычные мне коммуникации внутри группы сделали свое дело - привычные объяснения...

Отыграли. Усталость и эйфория. Наблюдаю, как внешние события меняются. Захотелось забыть об этих тяжелых энергиях, как минимум, на месяц...


#ждатьидогонять

Ожидания, переносы и ...

... "- Играем 26 и 27-го января в Высоцком. И вот это будет настоящая премьера, когда выступят два состава!".

За неделю вернулся к тексту, отказался от кофе, усилил дыхательные практики, увеличил объем медитаций, в первую очередь, динамических.


#тыжмедитатор

Мне выпало играть в день второй.

Прогон, пара репетиций и ... странные провалы в тексте, который давно и хорошо знаком. Другой состав, другие нюансы. Хм... Проверенный способ: еще раз начитать в диктофон свои реплики, обрамив их словами партнеров слегка измененным голосом, воткнуть все это в наушники, поставить на повтор и прогуляться-покататься с этим два-три дня. Фонограмма длится 40 минут, ритмичные ходьба и езда интегрируют слова в образ роли, утверждаются мизансцены. Ну, вроде все яснеет и встает по местам, но шквал эмоционального сценического действия все равно проверит устойчивость, крепление парусов и прочность мачт.


#тыжпсихолог

Рассказывают, что великий Шаляпин после каждого исполнения Мефистофеля ездил молиться в Елоховскую церковь, а после - кутить на всю ночь к цыганам.

А у актеров Голливуда мода и спрос на личного психоаналитика появилась почти сто лет назад.

Сам я не жалую психоанализ, что в своей работе, что в теории. Кстати, диагноз своему персонажу тоже получил: "Эксплозивный социопат с низким интеллектуальным уровнем в маниакальной фазе". А для таких ярких действий, как наш "ХардКорн" нужна и подготовка, и завершение, и выход из этих состояний. Я для себя выбрал буддистские простирания, экологичное и адекватное для позднего вечера действие, завершающее переживания активного дня. В годы регулярных гималайских поездок я открыл для себя эту практику и часто пользуюсь ей в городской жизни.

У монахов это обязательная, а для мирян тех краев рекомендованная практика молитвенного соединения тела и сознания, в которой дыхание и движение, смена вертикального и горизонтального положения тела ...

... стабилизируют эмоции, синхронизируют дыхание и сердцебиение, успокаивают ум.

Подобно православным земным поклонам.

Подобно мусульманскому намазу.


#роль

Безбашенный психопат Уэйн Хадсон...

... (режиссер предположил судьбу ветерана Вьетнамской войны, после которой, кстати, психиатрия США пережила мощный кризис и лоботомия у них встала на поток, перемалывая тысячи судеб в угоду экономии бюджетных денег) проживает внешнюю трансформацию на сцене, честно бросает в зал зрителю важные вопросы, а сам шантажом требует у режиссера (Брюс Дэламитри) снять с его совести чувство вины за преступления.

#этоголливуд

Секс, насилие, алчность, предательство - самые плотные, социально запретные проявления фонтанируют на сцене, пугая зрителя криками, выстрелами и кровью

с единственной целью - встряхнуть, заставить задуматься, пробудить к жизни, к ответственности за свою жизнь.

#опятьпсихология

Психология предельных состояний... Разогнать энергию легко. Труднее не улететь в истерику, не "сорвать планку". Сохраняя высокий темп и напор, остаться в своем тексте и беречь, страховать партнера от своих всплесков,

в которых выпадают не только слова, а целые абзацы - это и танец своеобразный, и ценный жизненный опыт... И вот, во втором акте, уже на повышенных оборотах, вдруг обнаруживаю себя, копающимся (без цели и мимо текста) в сумке, как бы в поисках ответа, что дальше делать и говорить...

Вдруг .как будто что-то щелкает, говорится и катится дальше. Зритель такие моменты, не зная пьесы и конкретной мизансцены, не замечает обычно. А для шлифовки исполнения надо брать на заметку.

#какжебезюмора

Забавно вышло в первом выступлении "ХардКорна". В "Жар-Птице" в тот вечер лагало всё, и свет, и звук и видео... И даже освещение в зале.

В какой-то из моментов наезда Уэйна на Брюса в зале и на сцене гаснет свет, и мы в полной темноте и в потоке событий продолжаем без заминки:

- Брюс, что это у тебя в доме свет гаснет, а?!

- Ааа.... эээто... электрик, наверное, что-то там...

- Может, его тоже пристрелить?!

- О, вот и свет заработал..

Оставалось еще сказать в зал:

- У вас тоже так? Пока не пригрозишь, ничего не делается, да?!

И можно добавлять этот момент в сценарий.

НО! Забавно не то, что это состоялось. Забавно, что я это напрочь забыл, пока мне про это не напомнил тем же вечером старший сын:

- Пап, ну вы дали жару с этим электриком!

- С каким? Электриков там не было, вроде...

- Ну, когда свет погас!

Бах! Вспоминаю, смеемся. "Такие подарки случаются, когда отдаешься сцене полностью". Так говорит режиссер. Иногда полезно и приятно побыть "пустым стаканом", снять корону и пойти в чистое обучение. ;-)


#всекаквжизни

Никогда не знаешь заранее, что произойдет "Благодаря", а что - "Вопреки". Дима называет спектакль процессом, позволяя случиться всему на сцене и в "труппе", постоянно внося правки и абстрагируясь до состояния зрителя. А кто-то считает его продуктом и шлифует нюансы и шероховатости до бесконечности, поднимаясь до академических высот безупречности. Что касается меня, первый подход мне ближе. По складу личности, по темпу жизни. А второй подход долгое время отворачивал меня от сцены, многократных повторений и заучивания слов.


#тыжбуддист

Подолгу практикуя буддийскую медитацию, монахи и ламы добиваются вполне конкретной цели. Автоматической реакцией ума на угрозу у большинства людей будет Страх. А на причиненное неудобство - Гнев. Как это ни удивительно звучит, у практикующих они меняются на Сострадание и Любовь. Это подтверждено измерениями активности соответствующих четырех зон в коре больших полушарий головного мозга (нетравмированного, конечно). Кроме того, электромагнитные поля сердечных и ментальных вибраций вокруг медитирующего тоже измерены и они намного больше у лам и монахов, чем у неосознанных и непрактикующих людей. Кому-то дается от рождения или в результате ярких переживаний. Кому-то приходится упорно трудиться....


#пролюбовь

А у моего персонажа скорость переключения между ними просто фантастическая. От любви до ненависти и обратно - щёлк...

Щёлк!

Щёлк!

Обуздать эти энергии, прожить их на сцене, трансформировать в нечто более ценное, тренируя осмысленное переключение между ними в экологичной и безопасной обстановке - это бесценный опыт для моей психологической и медитативной работы. Мне важно, что это транслируется и в реальную жизнь (если это начать замечать, конечно).

Огромная благодарность - моим партнерам! Отдельное признание прекрасным девушкам, без вас все не имеет смысла!

#маски P.S. Общеизвестный символ театра - две маски. Мне же подумалось, что для полноценного перевоплощения ...

... актеру полезно сбросить свои установки по максимуму, освободиться

от шаблонов восприятия, которые тоже, своего рода маски... Как думаете?

"- Ну, как вам, нравится такое шоу?!" (С) 27.01.2021г.


Фрагмент финала 21 декабря ( съемка из зала, 12 минут)

Весь спектакль 21 декабря 2020г (1ч 33мин.):


Просмотров: 279Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

- Ты забыл, Правитель.

- Да, греховность, по своей сути, это - забывчивость. - Ты забыл, что истинная молитва, как и настоящая радость - тиха и безмолвна. - Ты перекрываешь движение в городах на время показных молитв, хва